Индейцы
-вернуться на главную-
Приступая к описанию исторических событий района Великих Озер, прежде всего необходимо определить географические границы данного региона. Этот район является частью обширной лесной страны к востоку от Миссисипи, к северо-востоку и к северу от Великих Озер, известной в американской историографии под понятием "Вудлендс" – Лесные Земли.
Естественными границами региона Великих Озер на севере являются "Гребни гор, лежащие между озером Верхним и замерзшим (Гудзоновым) заливом",1 на востоке – река Св. Лаврентия и восточная граница современного штата Нью-Йорк, северо-западная часть Пенсильвании и северная часть штатов Огайо, Индиана и Иллинойс до сороковой широты, и, наконец, на западе, река Миссисипи с прилегающими к ней прериями Иллинойса и Айовы, а также северо-восточная часть Миннесоты. Таким образом, эта обширная страна, покрытая густыми смешанными лесами, изобилующая реками и озерами, включает в себя территорию американских штатов Нью-Йорк и Висконсин, а также части территорий штатов Пенсильвания, Огайо, Индианна, Иллинойс, Айова, Миннесота и часть территорий канадских провинций Онтарио и Квебек.
В XVII в. наибольшим влиянием в этом регионе пользовались колонии Франции, чьи подданные основали поселения на протяжении рек Св. Лаврентия и Оттава, главными из которых были Квебек и Монреаль. Эти водные пути имели важное значение, так как по ним осуществлялись основные контакты европейцев с туземным населением. Других европейских поселений в этом регионе не было, за исключением голландцев в юго-восточной части штата Нью-Йорк, основавших в 1626 году колонию Новый Амстердам на острове Манхеттэн и прилегающих землях. Поэтому основными источниками для нас являются записки французских путешественников и ежегодные отчеты иезуитских миссионеров, живших среди туземного населения, собранные в свод так называемых "Иезуитских реляций".
Гуроны
Гуроны, ближайшие родственники ирокезов и их северные соседи, занимали северные берега реки Св. Лаврентия и озера Онтарио.
Гуроны были упомянуты как наиболее многочисленные ирокезоязычные племена. В 1639 г. иезуиты констатировали, что племя имеет 32 деревни, больших и малых, 700 "длинных домов" из коры, 4 тыс. семей, 12 тыс. взрослых и возможно общую численность около 20 тыс. человек. Некоторые из длинных домов достигали 240 футов (73 м) в длину и вмещали много семей. Эти индейцы имели несколько больших селений с частоколом из тройных бревен, но иезуиты скоро заметили, что оборонительные сооружения деревень были построены по плохой системе и находились в скверном состоянии. Они посоветовали гуронским вождям перестроить ограды и оставить дурную практику строительства круглых оград, а делать прямоугольные ограды с башней на каждом углу. Они уверяли, что горстка мужчин, вооруженных аркебузами, может отбить любую атаку ирокезов, но гуроны игнорировали совет и оставили свои оборонительные сооружения в небрежном состоянии.
Французы сделали ужасную ошибку, не послав вооруженных людей к гуронам, чтобы построить форт и постоянно жить с индейцами. Гуроны почитали и уважали вооруженных французов. Иезуиты приходили только для того, чтобы проповедовать христианскую веру, и гуроны, видя беззащитность священников, оскорбляли и обманывали их, часто угрожая убить. Жаждая мученичества, иезуиты не оказывали сопротивления. Их пассивность попросту расхрабрила большинство индейцев.
У миссионеров была только одна защита: обращаться к магическим трюкам, но они отказывались их использовать. Гуроны верили, что иезуиты были волшебниками и боялись их сверхъестественного могущества. Постепенно миссионеры привлекли к себе некоторых индейцев, но частичное признание религии белых людей только способствовало ослаблению гуронов. Оно раскололо индейцев, добавив вражду христиан и язычников ко всем остальным распрям, разделившим племя на враждующие группировки.
В 1636г., спустя три года после появления иезуитов среди гуронов, в индейских поселениях началась эпидемия и уничтожила очень много людей. Иезуиты были так заняты своими попытками распространить христианство, что едва упомянули об эпидемии и не описали ее. Это могла быть бубонная чума. На следующий год эпидемия распространилась в каждое гуронское поселение. Тщательный подсчет гуронского населения был сделан только после эпидемии чумы 1637–1638гг., унесшей около половины гуронов. Индейцы обвинили иезуитов в том, что они навлекли на них это страшное бедствие и замышляли уничтожить целое племя путем волшебства. Вожди держали совет и решили вырезать миссионеров, но когда флотилия гуронских каноэ ранней осенью вернулась домой с французского торга на Трех Реках, эти торгующие индейцы, которые были лучше знакомы с французами, чем оставшиеся дома, использовали свое влияние, чтобы сорвать план убийства миссионеров.
За эпидемией последовал голод, распространившийся среди нескольких племен. Нейтральная Нация находилась в таком ужасном состоянии, что родители вынуждены были продавать своих детей в рабство, чтобы получить хоть немного маиса. На протяжении 1638 г. положение улучшилось, и гуроны еще раз послали военный отряд против ирокезов. Возвратившись домой с большим количеством ирокезских пленников, они пытали их до смерти, затем приготовили из них грандиозный каннибальский пир.8
Алгонкины
Населяли район реки Св. Лаврентия, прямые потомки могущественного племени адирондаков, которые в свое время покорили ирокезов, а потом были ими разбиты. Первоначально занимали оба берега р. Св. Лаврентия, но затем, вследствие постоянных набегов ирокезов, вынуждены были переселиться на северный берег.
Извечные враги ирокезов, находившиеся в состоянии постоянной войны с ними, они заключали союзы со своими западными соседями – гуронами и французами, обосновавшимися в этих местах.
От адирондаков они унаследовали более высокий, чем у других алгонкинских племен, уровень развития социально-экономической жизни, характерный для Лиги ирокезов, также заимствовавшей его у адирондаков. Алгонкины, особенно восточные, жили в поселках, достигли высокого уровня развития сельского хозяйства, основанного, как у ирокезов, на подсечно-огневом мотыжном земледелии, особенно в возделывании маиса и табака. Так же как ирокезы, они унаследовали от адирондаков искусство ведения войны и вооружения, а также охотничье искусство. Будучи непосредственными соседями и союзниками французов, они активно участвовали в пушной торговле с ними, вместе с гуронами и оттава, спускавшими по рекам оттава и Св. Лаврентия флотилии каноэ до Квебека. К началу описываемых событий племя алгонкинов, ослабленное бесконечными войнами, пришло в упадок, западная их часть вела уже в большей степени бродячий охотничий образ жизни, более близкий к оджибва, нежели к адирондакам и ирокезам.
mahican
Last Modified Jun 29 2001
МОГИКАНЕ
English
Названия
Подразделения
Расселение
История
НАЗВАНИЯ
Оба названия могикане (Mahican) и могикане (Mohican) правильны, но не
мохеган (Mohegan), это другое племя в восточном Коннектикуте связанное с
пекотами.
На своем языке могикане называли себя муххекуннеув (Muhhekunneuw) - "народ
великой реки".
Это название, очевидно, было трудно для произношения голландцев, и они
переделали его в манхикан (Manhigan), могиканское слово означающее "волка"
и название одного из их наиболее важных кланов. Варианты: маейкан
(Maeykan), махиган (Mahigan), махикандер (Mahikander), махинганак
(Mahinganak), майкан (Maikan), и мавхиккон (Mawhickon). Позднее в
английском языке оно изменилось в "более знакомый" Mahican или Mohican.
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ:
Акочаканен (Akochakanen) - "те, кто говорит на странном языке". Ирокезы.
Индейцы каноэ (Canoe Indians) - так, называли их белые.
Хиканаги (Hikanagi) или Нхикана (Nhikana) - название шауни.
Луп (Loups) - "волки", французское название.
Муриган (Mourigan) - французское название.
Орунгес (Orunges) - дано Chauvignerie (1736), in Schoolcraft (1851-57,
vol. 3, p. 554).
Монекуннук (Monekunnuk)
Стокбридж (Stockbridge)
Тонотаенрат (Tonotaenrat)
Речные индейцы (River Indians) - голландское название.
Ураджис (Uragees) - дано Colden, 1747.
РАССЕЛЕНИЕ
Родиной могикан были оба берега верховий долины р. Гудзон, от гор Катскилл
(Catskill Mountains) на севере до южной оконечности оз. Шамплейн, и на
восток включая долину р Хаусатоник (Housatonic). Территория ограничивалась
р. Шохари (Schoharie River) на западе, продолжалась на восток до гребня
гор Беркшир (Berkshire Mountains) в западном Массачусетсе, от
северо-западного Коннектикута на севере до Грин-Маунтинс (Green Mountains)
в южном Вермонте.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Собственно махикане (Mahican proper), мечкентовоон (Mechkentowoon),
вавиачтонок (Wawyachtonoc), вестенхук (Westenhuck) или хаусатоник
(Housatonic), виекагджок (Wiekagjoc)
ИСТОРИЯ
Традиция относит происхождение могикан на запад.
1600 - По оценкам Mooney (1928) численность около 3 000 человек.
1609 - Генри Гудзон продолжил плавание вверх по течению р. Гудзон, пока
небыл остановлен мелководьем недалеко от могиканских деревень, как раз под
Олбани. могикане были не только дружественны, но и стремились к торговле.
Гудзон истратил все свои торговые запасы и вернулся в Голландию с грузом
ценных мехов, которые немедленно привлекли внимание голландских торговцев
к этой области. Первые голландские мехоторговцы прибыли на р. Гудзон, с
намерением торговать с могиканами, уже на следующий год. Помимо
беззащитности к европейским эпидемиям, меховая торговля дестабилизировала
регион, и принесла могиканам скорее не процветание, а смерть и разрушение.
1624 - Магавки терпели потери в течение шести лет, но не собираясь больше
сносить торговлю со своим северными врагами, напали на могикан.
1628 - Окончание могикано-магавской войны.
Могикане потерпели поражение и оставили свои деревни к западу от р.
Гудзон.
1642 - После стольких лет борьбы, могикане и магавки приобрели большое
уважение к друг другу как к воинам, и в 1642 они сформировали объединенные
военные силы против сококов и монтанье.
В течение зимы 1642-43, 80 тяжеловооруженных воинов достигли деревень
веккваесгиков (Wecquaesgeek,Wappinger) около современного Yonkers, с
намерением потребовать дань. В результате схватки, 17 веккваесгиков были
убиты, а множество женщин и детей взяты в плен.
Ваппинджерская война (Война губернатора Киефта (Kieft), 1642-45) быстро
распространившаяся, вовлекла порядка 20 племен. Толькл могикане и магавки
остались лояльными.
1660 - К сожалению могикане и магавки не смогли поддержать мир между
собой. В этом году магавки обнаружили, что могикане еще раз попробовали
наладить торговлю голландцев с алгонкинами, монтанье и сококами.
1662 - После того как могикане игнорировали их предупреждение, магавки
напали на них.
1664 - После двух лет борьбы, со сражениями при Вонтон Айленде (Wanton
Island) и Рэд Хук (Red Hook), могикане покинули почти всю долину Гудзона,
включая их древнюю столицув Шодаке (Shodac) напротив Олбани. Борьба
продолжалась до 1672, но после 1664, могиканский Огонь Совета был в
Вестенхуке (Westenhuck) на верховьях Хаусатоника, в западном
Массачусеттсе.
1664 - Только могикане продолжали противостоять ирокезам, но в 1669 они
отступили в долину Хаусатоника,в западном Массачусеттсе, и не смотря на
объединение с маленькими группами ваппинджеров и матабесеков, их
численность упала меньше чем до 1 000.
1665 - В поисках бобра, могиканские охотники перемещались на запад в
долину Огайо уже в 1665.
1670 - Губернатор Лавелас (Lovelace) ртправился в Олбани, чтобы
постораться заключить мир между магавками и могиканами.
1672 - Британцы продолжали настаивать, и мир между Лигой Ирокезов и
могиканами заключенный в этом году, стал фактически полной капитуляцией
для последних.
После 1675 - Лига Ирокезов прибрала к рукам все торговые соглашения
могикан с европейцами, и два года спустя могикане стали первыми членами
ирокезской "Цепи договоров".
1676 - В течение зимы, могикане были средство в обеспечении убежища в их
деревне Шагхтикок (Schaghticoke) на р. Гудзон, для 250 беженцев от Войны
Короля Филипа 1675-76). Это продолжалось, и в 1700 число беженцев в
Шагхтикок выросло более чем на 1 000.
1680 - Французы столкнулись с двумя группами могикан, жившими вместе с
майами в верховьях Канкаки (Kankakee River), в северной Индиане. Они были
там и в 1721, когда французы отказали другим группам могикан, перемещаться
в Огайо из Нью-Йорка.
1681 - могиканские войны были завербованы ирокезами в набеги против племен
Вирджинии и Каролины.
1683 - Продажа их земельвдоль Гудзона Роберту Ливингстону в 1683 и в 1685,
сопровождалась отказом от их претензий на северо-западный Коннектикут.
1690 - Несмотря на, то что они продолжали принимать членов ваппинджеров и
матабесеков, оспа 1690 уменьшила могикан меньше чем до 800 (10% от
первоначальной численности).
1692 - Несмотря на подчиненное положение, могикане все еще имели
значительное уважение и влияние в ирокезских советах, и при содействии
могикан, группе шауни из Южной Каролины в 1692 позволили переместиться к
манси-делаварам в северо-восточной пенсильвании. Для того чтобы допустить
это, могиканам пришлось приодолеть сильные возражения ирокезов, которые
еще считали шауни врагами.
1702 - Вскоре после вспышки Войны Королевы Анны (1701-13), могиканский
сахем Миничкве (Minichque) был смертельно ранен четырьмя свободными
чернокожими, во время визита в Олбани в августе 1702.
1711 - могикане, шагхтикоки и ирокезы посетили конференцию в Олбани, чтобы
спланировать с британцами экспедицию для захвата Квебека. Предприятие
закончилось плачевно. Суда, использовавшиеся для транспортировки их в
Залив Св. Лаврентия, потерялись в тумане у побережья Новой Шотландии, и
после столкновения два судна стали тонуть, потеряв 840 человек.
1721 - Они постепенно продавали свои территории и в 1721 была община на р.
Канкаки, Индиана.
1724 - Так как все больше английских колонистов продвигалось в западный
Массачусеттс, могикане начали продавать свои земли на Хаусатоник. Конкапот
(Konkapot), их главный сахем, продал одну большую часть в 1724 за £460.
Оплата включала иакже тир барреля сидра и три кварты рома, возможно
ослабивших горечь его решения. После продажи, единственной землей в
Массачусеттсе, которую не покинули могикане, был маленький ареал вдоль
Хаусатоника, между Шефилдом (Sheffield) (Скатекук (Skatekook)) и
Стокбриджем (Внахкутоок (Wnahkutook)).
1730 - Кипедо (Keepedo) (известный позднее как могикан Абрахам (Mohican
Abraham)) отказался от своих земель и покинул Массачусеттс со своим
народом, чтобы поселиться среди унами и манси-делаваров в долине Вайоминга
в северной Пенсильвании, позднее слившимися с этими племенами.
В 1730 те кто находился в долине Хаусатоника были собраны в миссию
Стокбридж и позднее были известны как Индейцы Стокбриджа.
1735 - Джон Саджент (Sargeant или Sergeant) прибыл в западный Массачусеттс
в 1734, а на следующий год построил миссию в Стокбридже, в месте названом
могиканами Великим Лугом.
1736 - Рост конгрегации Саджента был обеспечен присоединением в 1736
других: могикан из Шагхтикока и Потика (Potick), Нью-Йорк; манси;
ваппинджеры; и несколько других племен Новой Англии.
1740 - Поскольку их земля и численность уменьшались, могикане начали
рассеиваться, и в 1740 большинство исчезло из долины Гудзона.
Моравские братья стали работать с могиканами после 1740. Миссия была
установлена в в Шекомеко (Shekomeko), Нью-Йорк, в 1749, но была закрыта
после начала Франко-индейской войны (1755-63), когда ее священники
протестовали против захвата аборигенных земель и были арестованы по
подозрению в качестве французских агентов.
1749 - Большинство унами и манси-делаваров и могикан покинули Вайоминг и
долину Сусквеханы, и двинулись в Огайо, не спрося разрешения ирокезов.
Одна группа могикан прселилась в верховьях Сандаски (Sandusky River) в
северо-западном Огайо, недалеко от вейандотов.
1750 - могикане на Канкаки исчезли и предполагается они были поглащены
майами.
1753 - Стокбриджи не предприняли ответных мер за неспровоцированное
убийство могиканена в 1753 двумя белыми, несмотря на то что наказание суда
Массачусетса было черезчур снисходительным.
1756 - Большая часть могикан, ваппинджеров вместе с нантикоками и другими
народами поселилась в Broome и Tioga Counties под защитой ирокезов.
могикане Огайо присоединились к восстанию Понтиака, и в следующем году их
деревня (Mahican John's) была сожжена полковником Джоном Бредстритом
(Bradstreet).
45 стокбриджских воинов присоединилось к рейнджерам майора Роберта Роджера
(Roger) в 1756, и из-за них, абенакские и шагхтикокские налетчики оставили
английских поселенцев вдоль Хаусатоника.
Хотя Конкапот и еще несколько семей отказались уезжать, много стокбриджей
продали свои земли в Массачусеттсе в 1756, приняв приглашение онейда
переехать в штат Нью0-Йорк. Они вскоре объединились с последними группами
ваппинджеров и манси с низовий долины Гудзона, вынужденных переместиться
по сходным причинам.
1758 - могиканские и ваппинджеровские земли вдоль Гудзона конфискованы
штатом Нью-Йорк или заняты скваннерами, после того как могиканские и
ваппинджеровские семьи в этом ареале вынуждены были уехать в 1758 опасаясь
резни.
1763 - Чтобы оплатить долги белым торговцам, Конкапот вынужден был продать
земли в 1763, и к началу Американской Революции в 1775, земли стокбриджей
в Массачусеттсе уменьшились до 1 200 акров.
1774 - Поскольку война приближалась, могикане и ваппинджеры (теперь
фактически одно племя) получили вампумные пояса от других племен,
призывающие к нейтралитету. Однако после встречи с патриотами в Бостоне в
апреле, Капитан Хендрик Аупамут (Captain Hendrick Aupamut) изменил свое
решение и присоединился к повстанцам, а соответсвенно и ваппинджеры
Нимхама (Nimham). Стокбриджи были одно из немногих племен придерживающихся
американской стороны в течение войны.
Они участвовали в осаде Бостона и сражались при Банкер Хилл (Bunker Hill).
1776 - Стокбриджи несли службу в Белых Равнинах.
1777 - Стокбриджи служили разведчиками при армии Горация Гейтса (Horatio
Gates) в Саратогеи сражались как отдельная рота (fought as a company-sized
unit0 в битве Беннингтона (Bennington).
1778 - Стокбриджи были Баррен Хилл (Barren Hill).
Нимхам убит в битве Кингсбриджа (Kingsbridge) в августе. За свою службу
стокбриджи получили права на земли в Вермонте (позднее проданные). К
сожалению, стокбриджи заплатили страшную цену за свой патриотизм - война
стоила им почти пололовине мужского населения.
1782 - В марте Махикан Абрахам (Mahican Abraham), к тому времени
постаревший, и 90 мирных делаваров-христиан были вырезаны американской
милицией в Гнаденхаттене (Gnadenhutten), Огайо.
1786 - Последняя группа стокбриджей переехала из западного Массачусеттса в
Нью-Йорк.
1788 - Другая группа индейцев собранная из Нью-Йорка, Коннектикута и
Род-Айленда, включая могикан, поселилась недалеко от стокбриджей в
Маршалле (Marshall), Нью-Йорк. Стокбриджи и бразертауны позднее
переместились в Вискосин.
Несколько могикан оставались на своих старых землях на р. Гудзон, еще
несколько лет после революции, но они незаметно исчезли.
1793 - Хотя могикане Огайо сохраняли самостоятельность до 1793, но в
конечном счете они были поглащены делаварами.
Стокбриджи вызвались для неблагодарной и опасной роли в качестве
американских представителей в переговорах с племенами западного союза в
Огайо, которые были в состоянии войны с Соединенными Штатами. Двое других
государственных представителей, были убиты за год до этого. Но
стокбриджская делегация воглаве с Хендриком Аупамутом благополучно прибыла
в августе 1793, благодаря тому что они имели много родственников среди
враждебных майами и делаваров. Их слушали на совете с уважением, но к
сожалению, переговоры закончились неудачно и война продолжалась до
окончательного завершения в Фоллен Тимберс (Fallen Timbers) в 1794.
1796 - Среди ирокезов около 300 стокбриджей
1802 - К стобриджской общине в резервации онейда присоединилось несколько
сот христиан-бразертаунов из Коннектикута, Лонг-Айленда и Нью-Джерси.
1812 - Стокбриджские и бразертаунские воины служат в американской армии во
время войны 1812.
1818 - Так как их землю уменьшались, почти треть стокбриджей под
руководством Джона Метоксина (Metoxin) принимает предложение, сделанное в
1808 их родственниками среди делаваров и майами, и двинулась на Уайт-Ривер
(White River), Индиана, в этом году. К сожалению, они еще не успели
прибыть, как узнали. что делавары продали свои земли в Индиане и
готовились к переселению на запад Миссиссиппи в юго-западном Миссури.
Некоторые стокбриджи продолжали двигаться в Висконсин, но многие хотели
остаться и позднее присоединились к группе манси-делавар. Эта смешанная
группа не покидала Индиану и воссоединилась с основной частью только в
1834.
1822 - Тем временем, остатки стокбриджей в Нь-Йорке продали свои земли и
согласились переместиться с онейда и бразертаунами в новую резервацию в
северном Висконсине на земли к востоку от Фокс-Ривер, которые
правительство решило купить у меномини и виннебаго. Меномини изменили свое
решение о количестве земли, которое они хотели продать и потребовалось
некоторе время чтобы заключить новое соглашение.
1834 - После нового договора, подписанного в 1831, перемещение было
закончено в 1834, онейда расположились точно на западе от Грин-Бей, а
стокбриджи и бразертауны поселились на восточном берегу оз. Виннебаго. В
конце 1830-х правительство планировало отправить их в Оклахому и Канзас.
Одна группа фактически передвинулась в 1839, но после чрезвычайно трудной
дороги, она не смогла приспособиться к жизни на равнинах и вернулась в
Висконсин. К тому времени стокбриджи решили, что они передвинулись уже
достаточно.
1856 - Однако серьезные внутренние разногласия, появились после
предложения правительства о гражданстве, если стокбриджи откажутся от
племенной собственности на землю. Большинство бразертаунов в конце концов
приняло это предложение и подписало договор в 1856, в то время как
стокбриджи, манси и несколько бразертаунов переместились в новую
резервацию, площадью 40 000 акров, к западу от Грин-Бей.
1910 - Перепись 1910 показала 533 стокбриджа и 172 бразертауна.
1923 - Среди ирокезов 606 стокбриджей, включая манси.
1930 - Перепись 1930 дает около 813 человек.
© 2001
nd7people@hotmail.com
Джордж Кэтлин. Мохиканский вождь и миссионер, 1861/1869
This page hosted by Get your own Free Home Page
-вернуться на главную-